Наталья Щугорева

Использование произведений русского фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества. Использование для этого средств устного народного творчества помогает не только систематизировать и обобщить знания детей дошкольного возраста о мире природы, но и привить чувство любви к ней, приобщить к культурному наследию предков.

Необходимость использования в работе с детьми произведений русского фольклора диктуется еще и тем, что, в последнее время происходит заметное оскудение русского языка, пропадает его образность и красота, а современные родители практически не используют в общении с детьми произведения устного народного творчества, особенно такие, как колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Именно в фольклорных произведениях как нигде сохранились  присущие русскому народу нравственные ценности, представления о красоте, добре, правде, трудолюбии. Знакомя детей с русским фольклором, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, делаем процесс формирования экологических понятий более занимательным и доступным для ребенка.

У русского народа первоначальное знакомство детей с миром природы, с повадками птиц и животных, издаваемыми ими звуками, признаками растений осуществлялось через колыбельные песни, потешки: «Белка! Белка! Где бывала? Я орешки запасала. С ветки прыг на ветку скок. Скоро будет холодок. Чтобы зимовать в лесу, я припасы запасу. Принесу в дупло еды - шишки, ягоды, плоды».

Широкое распространение в детском фольклоре русского народа нашли заклички  – обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру), насекомым, птицам:

Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб у нас доела,
И дрова все пожгла,
Молоко всё унесла.

В таких закличках отражается то, что окружает детей, что соответствует их интересам и уровню понимания.

Следующей ступенью приобщения детей к миру природы, к пониманию взаимосвязей в нем является знакомство детей пословицами, поговорками, отгадывание загадок.  В них отражено мудрое, бережное отношение народа к природным богатствам, накопленные веками знания сложных явлений окружающего мира. Например, «Весна придет – все оживет», «От осени к лету поворота нету». При изучении растений, как одного из царств живой природы, а также во время трудовых операций важно использовать пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил», «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»).  Пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт наших предков («В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»,), позволяют воспитателю усилить эмоциональное воздействие на детей, активизировать их самостоятельную и совместную деятельность.

Благодаря  своей образности, завершенности мысли пословицы оказывают благотворное воздействие не только на разум, но еще и на чувства детей. Их роль в экологическом воспитании дошкольников определяется тем, что они несут в себе высокие нравственные понятия, которые проверены опытом предшествующих поколений. Дети  учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж природоведческих  знаний, но и активный словарный запас.
Очень многие загадки, пословицы, поговорки привлекают внимание детей  к таким признакам природных объектов и явлений, на которые они обычно и не обратили бы свое внимание. Использование русских народных загадок вызывает чувство удивления, способствует произвольному запоминанию признаков и объектов природы. Таких загадок в русском фольклоре великое множество. Среди них есть загадки-описания («Не похожа на огонь, только ой как жжет ладонь,), загадки-вопросы («Кто в лесу без топоров строит избу без углов?»), загадки-задачи («Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает). Большинство из них дают ребенку характеристику растений и животных в необычной поэтической форме, что вызывает интерес к ним и эмоциональное желание правильно отгадать загадку. Самые обычные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.

Содержание любой загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть ее глубинную суть. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование. Детей необходимо учить  и самим составлять загадки, используя  ранее полученные знания о том или ином объекте природы или явлении.
Необходимо знакомить детей с народными приметами, в которых проявляется  народная мудрость. Народ издревле примечал многократно повторяющиеся природные явления, делал выводы об их взаимозависимости. На основе этих наблюдений крестьяне планировали свою деятельность, старались выполнить сезонные работы так, чтобы не нанести вред окружающей природе. Интерес к наблюдениям за погодой они прививали детям с раннего возраста. «Не примечаешь – и хлебушка не видать», - так говорили наши предки. Издавна они учили своих детей определять изменения погоды по определенным признакам: по движению туч, поведению насекомых, птиц, животных, продолжительности того или иного времени года и т.д. («осень короткая – зима будет долгая», «зима богата снегом, лето – зерном», «ласточки низко летают – к ненастью»). Формирование интереса к приметам способствует развитию у детей наблюдательности, внимания, памяти.

Очень важным средством в воспитательном процессе являлась сказка, сопровождающая человека от самого рождения до глубокой старости.  В них можно найти не только запоминающиеся яркие образы, объяснение явлений природы, но даже элементы сложных природных взаимосвязей, например, «хищник – жертва». Сказки знакомят детей с растительным и животным миром, с повадками зверей и птиц; дети узнают о строении животных (почему у зайца передние лапы короче, а задние длиннее; причину отсутствия хвоста у медведя), приспособленности животных к условиям обитания. Сказки в увлекательной форме помогают ребенку постигать законы природы, осознавать ее значение в жизни человека, понимать ценность и неповторимость живых организмов, взаимосвязь между живым и неживым в природе.

Особо следует отметить то, что в сказках проявляется одна из характерных особенностей народной педагогики – обучение подрастающего поколения умению жить в согласии с природой. В народных сказках те отрицательные персонажи, которые жестоко и эгоистично относятся к дарам природы, к растениям и животным, подвергаются суровому наказанию.

Важное место в экологическом воспитании детей дошкольного возраста занимают фольклорные праздники, развлечения, досуги, которые во всей полноте отражают взаимоотношения человека с природой, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе. Тематика их богата и разнообразна (времена года, встреча птиц, проводы зимы, береза как символ России и т.д.).

Формирование экологической культуры дошкольников через использование произведений народного творчества возможно при выполнении ряда условий:

§  наличие копилки с произведениями русского народного фольклора, мультимедийных пособий;

§  наличие сценариев и описаний традиций и праздников;

§  владение педагогом художественными средствами, артистизмом;

§  активное включение всех детей.

Использование фольклорных произведений в ознакомлении дошкольников с природой и формировании их экологической культуры способствует всестороннему развитию личности ребёнка. У детей углубляются и конкретизируются представления об объектах и явлениях природы, их взаимозависимости и взаимосвязи; расширяются представления о правилах и нормах поведения в природе, о природных факторах, влияющих на здоровье человека; развивается эмоционально-положительное отношение к объектам живого мира, к красоте окружающей природы; у детей ярче проявляются познавательные интересы.

Таким образом, использование русского фольклора в экологическом воспитании дошкольников позволяет развивать познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческую активность, т.е. те личностные качества, которые являются целевыми ориентирами ФГОС ДО.

7 мая 2018 в 10:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.