Наталья Щугорева
Использование произведений русского фольклора в экологическом воспитании дошкольниковНи у кого не вызывает сомнения необходимость повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества. Использование для этого средств устного народного творчества помогает не только систематизировать и обобщить знания детей дошкольного возраста о мире природы, но и привить чувство любви к ней, приобщить к культурному наследию предков. Необходимость использования в работе с детьми произведений русского фольклора диктуется еще и тем, что, в последнее время происходит заметное оскудение русского языка, пропадает его образность и красота, а современные родители практически не используют в общении с детьми произведения устного народного творчества, особенно такие, как колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
У русского народа первоначальное знакомство детей с миром природы, с повадками птиц и животных, издаваемыми ими звуками, признаками растений осуществлялось через колыбельные песни, потешки: «Белка! Белка! Где бывала? Я орешки запасала. С ветки прыг на ветку скок. Скоро будет холодок. Чтобы зимовать в лесу, я припасы запасу. Принесу в дупло еды - шишки, ягоды, плоды». Широкое распространение в детском фольклоре русского народа нашли заклички – обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру), насекомым, птицам: Жаворонки, прилетите,
В таких закличках отражается то, что окружает детей, что соответствует их интересам и уровню понимания. Следующей ступенью приобщения детей к миру природы, к пониманию взаимосвязей в нем является знакомство детей пословицами, поговорками, отгадывание загадок. В них отражено мудрое, бережное отношение народа к природным богатствам, накопленные веками знания сложных явлений окружающего мира. Например, «Весна придет – все оживет», «От осени к лету поворота нету». При изучении растений, как одного из царств живой природы, а также во время трудовых операций важно использовать пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил», «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»). Пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт наших предков («В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»,), позволяют воспитателю усилить эмоциональное воздействие на детей, активизировать их самостоятельную и совместную деятельность. Благодаря своей образности, завершенности мысли пословицы оказывают благотворное воздействие не только на разум, но еще и на чувства детей. Их роль в экологическом воспитании дошкольников определяется тем, что они несут в себе высокие нравственные понятия, которые проверены опытом предшествующих поколений. Дети учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж природоведческих знаний, но и активный словарный запас.
Содержание любой загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть ее глубинную суть. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование. Детей необходимо учить и самим составлять загадки, используя ранее полученные знания о том или ином объекте природы или явлении.
Очень важным средством в воспитательном процессе являлась сказка, сопровождающая человека от самого рождения до глубокой старости. В них можно найти не только запоминающиеся яркие образы, объяснение явлений природы, но даже элементы сложных природных взаимосвязей, например, «хищник – жертва». Сказки знакомят детей с растительным и животным миром, с повадками зверей и птиц; дети узнают о строении животных (почему у зайца передние лапы короче, а задние длиннее; причину отсутствия хвоста у медведя), приспособленности животных к условиям обитания. Сказки в увлекательной форме помогают ребенку постигать законы природы, осознавать ее значение в жизни человека, понимать ценность и неповторимость живых организмов, взаимосвязь между живым и неживым в природе. Особо следует отметить то, что в сказках проявляется одна из характерных особенностей народной педагогики – обучение подрастающего поколения умению жить в согласии с природой. В народных сказках те отрицательные персонажи, которые жестоко и эгоистично относятся к дарам природы, к растениям и животным, подвергаются суровому наказанию. Важное место в экологическом воспитании детей дошкольного возраста занимают фольклорные праздники, развлечения, досуги, которые во всей полноте отражают взаимоотношения человека с природой, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе. Тематика их богата и разнообразна (времена года, встреча птиц, проводы зимы, береза как символ России и т.д.). Формирование экологической культуры дошкольников через использование произведений народного творчества возможно при выполнении ряда условий: § наличие копилки с произведениями русского народного фольклора, мультимедийных пособий; § наличие сценариев и описаний традиций и праздников; § владение педагогом художественными средствами, артистизмом; § активное включение всех детей. Использование фольклорных произведений в ознакомлении дошкольников с природой и формировании их экологической культуры способствует всестороннему развитию личности ребёнка. У детей углубляются и конкретизируются представления об объектах и явлениях природы, их взаимозависимости и взаимосвязи; расширяются представления о правилах и нормах поведения в природе, о природных факторах, влияющих на здоровье человека; развивается эмоционально-положительное отношение к объектам живого мира, к красоте окружающей природы; у детей ярче проявляются познавательные интересы. Таким образом, использование русского фольклора в экологическом воспитании дошкольников позволяет развивать познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческую активность, т.е. те личностные качества, которые являются целевыми ориентирами ФГОС ДО. 7 мая 2018 в 10:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.